Домой | Психотехнологии | Семинары | Контакты | Дети | Фотоальбом | Книги | Ссылки

 

Теория психологического развития в трансперсональной психологии

(краткий обзор)

1. Трансперсональные измерения развития. Спектр трансперсонального развития.

Возможность психологического развития в течение всей жизни неоднократно рассматривалась психологами. Кен Уилбер предложил концепцию “полного спектра” развития исходя из теорий развития традиционной западной психологии и подходов к духовному развитию восточных созерцательных дисциплин. То, что традиционная психология рассматривает как “норму”, достигаемую взрослым человеком, трансперсональная психология считает очередной фиксацией, остановкой в процессе психологического и духовного роста.

Спектр сознания. Формации психики = Базовые структуры(БС) + Переходные структуры(ПС).

Базовые структуры - те, что, однажды возникнув в развитии, склонны оставаться существующими как относительно автономные (суб)единицы в течение последующего развития.

Переходные структуры - фазоспецифичные структуры, склонные более или менее полно замещаться последующими фазами развития.

Структурное развитие предпринимает Я-система - т.е. локус идентификации, воли, защиты, организации, психического "метаболизма".

Базовые структуры - "ступени" развития ( уровни ) можно выделить исходя из традиционных структурных моделей в психологии (Фрейд, Юнг, Пиаже, Эриксон, Ариети, Вернер) и структурных моделей созерцательных традиций (буддизм, Веданта, суфизм, Каббала, христианский мистицизм, платонизм, йога Ауробиндо):

1) Сенсорифизический - уровень физиологии, ощущения, восприятия . Соответствия: сенсорно-моторный (Пиаже), физически-сенсорный (Ауробиндо).

2) Фантазмо-эмоциональный - эмоционально-сексуальный и фантазмический (ментальные формы - образы-“картинки”) уровень.

3) Репрезентирующий - соответствует уровню дооперационного мышления по Пиаже. Представляет две стадии развития мышления - символьную (2-4 года) и концептуальную (4-7 лет). Уровень волевого ума (Ауробиндо).

4) Уровень правило/роль - соответствует уровню конкретного операционного мышления по Пиаже. Операции совершаются с конкретными (сенсорными) объектами по определенному правилу. Человек может принимать на себя роль другого.

5) Формально-рефлексивный - соответствует уровню формального операционного мышления по Пиаже. Первая саморефлексивная и интроспективная структура. Человек мыслит не только о мире, но и о мышлении, способен оперировать отношениями. Логический разум (Ауробиндо).

6) Визионерно-логический - интегративная структура, оперирующая “над” формально-рефлексивным уровнем, создающая сети отношений. Уровень “Высшего Разума” (Ауробиндо).

7) Психический - кульминация визионерно-логического уровня. Трансценденция личностных познавательных способностей, начало трансперсонального развития. Уровень “Озаренного Разума” (Ауробиндо).

8) Тонкий - уровень проявленных архетипов, трансцендентного инсайта и размышления. Феноменологически - место расположения личной “божественной формы”. Стадия псевдонирваны в буддизме. Уровень “Интуитивного разума” (Ауробиндо).

9) Каузальный - трансцендентное основание предыдущих структур. Уровень нирваны в буддизме. Пустота (буддизм), Бесформенное (индуизм), Бездна (гностицизм). Уровень “Надразума” (Ауробиндо).

10) “Предельный уровень”(уровень “настоящей реальности”) не является уровнем, но объемлет все остальные. Это - абсолютное Сознание, интеграция проявленного и непроявленного, “Сверхразум” (Ауробиндо). В основу выделения девяти базовых структур положен выбор функциональных доминант в развитии.

Переходные структуры. Я-потребности, структуры самоидентичности, морального чувства. Метафора лестницы ( БС - ступени лестницы, Я (Я-система) - тот, кто взбирается по лестнице, ПС - взгляд со ступени ).

Базовые функции Я-системы:

1) Идентификация. Различение опыта в терминах “Я” и “не-Я”. 2) Организация. Независимый организующий, объединяющий принцип. 3) Воля. Свобода выбора ( в пределах БС ). 4) Защита. Защитные механизмы (иерархически изменяются при переходе на новую БС). 5) Метаболизм. “Переваривание” опыта в соответствии с БС. 6) Навигация. Управление развитием (регрессией) как на уровне БС, так и между уровнями - при переходе с одного на другой.

Общая картина развития. При возникновении очередной БС Я (Я-система) идентифицируется с ней, интегрируя, организуя общий комплекс, возникает соответствующая Я-стадия (ПС). При переходе на следующий уровень Я(-система) должна отвергнуть эксклюзивную идентификацию с этой БС.

Процессы сохранения и разделения. Их патология. Здоровое сохранение - подходящая для данной фазы интеграция Я и объектных отношений. Патологическое сохранение - фиксация, неспособность "освободить место" для новых идентификаций. Здоровое разделение - "горизонтально" - дифференциация Я- и Объект-представлений; "вертикально" - дифференциация при переходе на другой уровень. Патологическое разделение - дифференциация до правильной ассимиляции компонентов, отщепление некоторых аспектов психологической структуры, подавление, диссоциация. Патологические процессы сохранения и разделения являются основой психопатологий на каждом уровне.

Психодинамические теории развития - хорошо описывают уровни "доперсонального" развития. Теория сепарации-индивидуации М.Малер - объемлет два первых уровня полного спектра развития.

Фазы раннего развития: 1) Аутистическая фаза (0 - 1 мес); 2) Симбиотическая фаза (1 - 5 мес); 3) Фаза сепарации-индивидуации: а) Подфаза дифференциации (5 - 9мес); б) Подфаза практики (9 - 15 мес); в) Подфаза воссоединения ( кризис Рапрошман ) (15 - 24 мес); г) Подфаза консолидации и эмоционального постоянства объекта (24 - 36 мес).

Стадии развития Я по О. Кернбергу. 1) Нормальный "Аутизм" или первичная недифференцированная стадия; 2) Нормальный "Симбиоз"; 3) Дифференциация Я- и объект-представлений; 4) Развитие объект-отношений высшего уровня и производных структур; 5) Консолидация суперэго и интеграция эго.

2. Проблемы развития. Спектр психопатологий.

В соответствии с концепцией спектра развития с различными его уровнями можно соотнести известные психопатологии.

I. Доперсональные психопатологии.

1а) Аутистические психозы;

1b/c) Симбиотические инфантильные психозы. Большая часть взрослой шизофрении. Депрессивные психозы.

2а) Нарциссистическое расстройство личности; практически отсутствует дифференциация Я-Другой, сохраняется младенческая грандиозность и нарциссическая связь со всемогущим объектом. Функция мира - отражать совершенство субъекта.

2b) Пограничное расстройство личности; достигнута частичная или квази-дифференциация внутренних Я- и объект-представлений, однако, структура Я слаба, существует страх “затопления” другим или, наоборот, отвержения. Я- и объект-представления расщепляются по типу “плохой - хороший”. Наблюдается осцилляция эмоциональных состояний, настроений, отношений к другим.

3а) Пограничный невроз; невротическое развитие, осложняемое психологическим дефицитом в фазе сепарации-индивидуации или частичная регрессия к пограничному состоянию при трудностях невротического развития на эдиповой стадии.

3b) Психоневрозы. Классические расстройства этой категории - тревожностные, синдромы навязчивости, невротическая депрессия, истерия, фобии, ипохондрии и т.д. На этом уровне возникают проблемы триади- ческой структуры (эдипова ситуация, фрейдовская трехчастная структура личности) в отличие от проблем монадической (аутизм, симбиоз) и диадической (нарциссистические, пограничные расстройства) структур. Конфликты, в основном, интрапсихические в отличие от межличностных конфликтов предыдущего уровня. Роли и сценарии невротического уровня просты - ребенок, родитель, брат, сестра и т.п. Наиболее ранний и фундаментальный сценарий - эдипов комплекс.

II. Персональные ( личностные ) психопатологии.

4) Ролевые и когнитивно-сценарные патологии; В отличие от “телесных” тревог невротического уровня, основной фокус проблем здесь сосредоточен на понимании, применении “правил”, нахождении ролей, “своего места” и т.п., доминируют сценарные неврозы (хорошо раскрываемые в трансактном анализе Э.Берна). Главный защитный механизм - “двойственные трансакции” , в которых за открытым сообщением кроется иной смысл. Скрытые сообщения (в широком смысле) - ключевые патогенные структуры этого уровня.

5) Неврозы идентичности; Все проблемы, возникающие в развитии саморефлексивной структуры. Развитие уже не конвенционально, а зависит от собственных, индивидуальных принципов. Возникают философские проблемы, конфликты ролевых рамок и желания быть собой независимо от внешних обстоятельств, характерные тревоги, депрессия.

6) Экзистенциальная патология. Фокус проблем на этом уровне - личная автономия и интеграция, аутентичность, самоактуализация. Характерны проблемы, связанные со смыслом жизни, вопросом личной смерти, экзистенциальной изолированностью - способы их решения и являются центральными факторами психопатологии на данном уровне. Общие синдромы:

- Экзистенциальная депрессия; - Неаутентичность; - Экзистенциальная изоляция, ощущение чуждости в мире; - Переживания отвергнутой самоактуализации; - Экзистенциальная тревога.

Экзистенциальную депрессию от депрессий предшествующих уровней отличает присутствие сильной интегрированной Я-структуры.

III. Трансперсональные психопатологии.

7) "Психические" расстройства; "Психические" патологии можно отнести к следующим категориям:

1. Спонтанные - незапланированное пробуждение духовно-психических энергий или способностей. Может иметь опустошающий эффект.

2. Психозоподобные эпизоды - возникновение мощных духовных инсайтов в структурах предшествующих уровней. Содержат универсальные духовные компоненты.

3. Психопатологии начального периода практики созерцания:

А) Психическая инфляция - универсальные трансперсональные инсайты и энергии в приложении только к индивидуальному Я порождают серьезный дисбаланс в структуре.

В) Структурный дисбаланс в результате неправильного применения духовной техники, - часто, очищающих практик Йоги. Результат - плавающая тревога, психосоматические расстройства.

С) Темная ночь души - депрессия, возникающая после прямого переживания значительного духовного опыта (Божественного).

D) Расщепление жизненных целей - мучительное переживание раскола между мирскими и духовными ценностями.

E) Псевдодукха - понимание болезненной природы проявленного существования, приобретающее ошеломляющий характер - “психическая” депрессия.

F) Пранические расстройства - возникают при неправильном направлении энергии Кундалини на начальных стадиях ее пробуждения, имеют симптомы “неразвитых каналов”, сопровождаются психосоматическими нарушениями.

G) “Йогические болезни”(Ауробиндо) - перегруженность эмоционально-физического тела интенсивными психическими энергиями, сопровождаются разнообразными физическими нарушениями.

8) Тонкие расстройства; Некоторые формы:

1. Неудача интеграции-идентификации - неспособность идентифицироваться с Архетипическим Осознанием (Божественной Формой) в результате попытки сохранить индивидуальное ментально-психическое Я.

2. Псевдонирвана - принятие тонких, архетипических форм, озарений, инсайтов за окончательное пробу- ждение.

3. Псевдопонимание (псевдопостижение) - “застревание” в переживании всякого содержания сознания как ужасного, отвратительного, болезненного (нормальное переживание на пути к пробуждению).

9) Каузальные расстройства.

1. Неудача дифференциации проявленного - непроявленного: неспособность достичь окончательной смерти архетипического Я. Последнее препятствие - само желание освобождения.

2. Неудача интеграции проявленного - непроявленного (Недуг архата): сознание, дифференцируясь от всех объектов, тем не менее поддерживает дуализм проявленного - непроявленного.

3. Поиск целостности: трансперсональные терапии.

Спектр терапий. Опыт показывает, что наиболее эффективными при терапии специфических психопатологий определенного уровня являются специфические же интервенции, соответствующие этому уровню.

Терапевтические модальности:

1) Физиологическое вмешательство - фармакотерапия, физиотерапия - соответствует равно примитивному уровню расстройств.

2) Техники выстраивания структуры. Цель терапии на данном уровне - построить достаточно сильную, интегрированную Я-структуру, способную справиться с проблемами невротического уровня, завершить про- цесс сепарации-индивидуации. Для терапевта важно понимание двух центральных психологических защит данного уровня - проективной идентификации и расщепления. Специфические техники здесь сложно описать (расстройства носят, в основном, эмоциональный, довербальный характер) - это некое выстраивание доверия пациента к процессу сепарации-индивидуации, осторожное выявление искажений в его мировосприятии.

3) Раскрывающие техники. Сильная структура Я на невротическом уровне может отчуждать аспекты своего бытия не нарушая общей целостности, но создавая значительные проблемы в жизни индивида. Задача терапии здесь - реинтегрировать отчужденные аспекты с Я, раскрыть их для осознания. С этим хорошо справ- ляются многие классические психотерапии - психоанализ, гештальт-терапия, аналитическая психология (интеграция Тени).

4) Когнитивно-сценарный анализ. Конфликты постэдиповых стадий более когнитивны. 1. Ролевая патология. Предпочтительные терапевтические методы - трансактный анализ, когнитивно-ролевая психология - анализ многоуровневых коммуникаций, выявление сценарных паттернов, интеграция расщепленных сообщений. 2. Патология правила. Когнитивная, рационально-эмотивная терапия. Задача - изменить содержание когнитивных структур, схем, конфигураций. Когнитивно-сценарная терапия в значительной степени приложима и на следующих двух уровнях.

5) Интроспекция. Задача терапии здесь - вовлечение в процесс формальной рефлексии, своего рода тренинг интроспективной моды. Терапевт - как эмпатический свидетель процесса, так и со-учитель, со-философ. Основной метод - сократовский диалог. Применимы фокусирование (Джендлин), роджерсовская терапия.

6) Экзистенциальная терапия. Существует много ее видов. Общее положение - основание бытия на аутентичности, автономии Я само обеспечивает внутренний экзистенциальный смысл жизни. Поиск внешнего смысла и составляет неаутентичность. Методом терапии может быть продолжение и углубление интроспективной моды, анализ различных видов неаутентичности.

7) "Путь Йогов" - терапевтические модальности для психического уровня патологий.

1. Спонтанные. Терапевтические возможности - либо выйти из этого состояния при помощи стандартных психологических, психиатрических методик, либо вовлечься в процесс осознанно, применяя практику созерцания (Йога) и, возможно, психотерапию.

2. Психозоподобные эпизоды. Необходима более сильная Я-структура - созерцательные дисциплины противопоказаны. Можно применять традиционные психотерапии, юнгианский подход, терапевтические подходы С. Грофа.

3. Психопатологии начального периода практики созерцания.

A) Психическая инфляция - аналитический подход, направленный на отделение психических фактов от нарциссических фантазий. Возможно, необходимо перейти к подходам, структурирующим и интегрирующим Я.

B) Структурный дисбаланс в результате неправильного применения духовной техники - необходима соответствующая коррекция практики.

C) Темная ночь души - ознакомление с опытом людей, прошедших эту фазу развития, чтение соответствующей литературы.

D) Расщепление жизненных целей - интеграция духовной практики и повседневной жизни, работы.

E) Псевдодукха - прекращение практики медитации на несколько месяцев, при сохранении депрессивного состояния - обращение к традиционной психотерапии.

F) Пранические расстройства - практика под руководством опытного йога в сочетании с врачебным вмешательством. Квалифицированная акупунктура.

G) “Йогические болезни” - усиление эмоционально-физического тела при помощи упражнений, практики очищения, соответствующей диеты.

8) "Путь Святых".

1. Неудача интеграции-идентификации - продолжение практики созерцания. Сначала необходимо иметь дело с сопротивлением индивидуального Я, прояснить его “контракт на существование”, затем возможна консолидация и стабилизация архетипической Самости.

2. Псевдонирвана - осознанное продвижение за рамки архетипических форм к каузальному уровню. Большинство традиционных дисциплин имеют “проверочные программы” для таких случаев.

3. Псевдопонимание - продолжение медитативной практики, интенсификация усилий. При всех патологиях тонкого уровня эффективна сопровождающая психотерапия, при условии, что терапевт поддерживает подход трансперсональной психологии.

9) "Путь Мудрых". Терапевтические подходы для этого уровня существуют в традиционных созерцательных дисциплинах, но описать их адекватно практически невозможно.

                                 Домой | Психотехнологии | Семинары | Контакты | Дети | Фотоальбом | Книги | Ссылки

Hosted by uCoz