Роджер Уолш "Основания духвности"
Знание приходит с упорством.
Лой Чин Юэн, даосский мастер XIX в.
Многие люди считают медитацию и созерцание – практики тренировки внимания, способствующие духовному росту – методами, присущими исключительно азиатским религиям. Некоторые консервативные иудеи и христиане даже доказывали, что медитации нет законного места в их религиях, цитируя такие поговорки, как «Праздный ум – мастерская дьявола» или «Безделье – враг души». В то же время, каждый, кто серьезно занимался медитацией, знает, что существует гигантское различие между ленивой праздностью и глубоким покоем. Медитация на протяжении тысячелетий использовалась и в иудейской, и в христианской традициях.
Медитация – это всемирно известная практика, занимающая почетное место в истории и в сердце всех великих религий. «Медитация – главное богатство мистика» – говорят суфии, и мудрецы всех традиций признают ее ценность и соглашаются со словами Рэбби Нахмана:
Человек, не практикующий медитацию, не может обладать мудростью. Порой он может быть способен на время сосредоточиваться, но это состояние не длится долго. Его способность к сосредоточению остается слабой, и ее нельзя поддерживать.
Медитация и другие методы сосредоточения имеют два общих основных элемента. Первый из них – выбор объекта для фокусирования внимания, будь то дыхание, образ, слово, или молитва. Второй состоит в том, что когда внимание блуждает, его спокойно возвращают к этому объекту, снова, снова, и снова. В этом главная особенность метода: возвращать внимание всякий раз, когда оно рассеивается. Постепенно ум становится менее неустойчивым, и внимание остается более сосредоточенным на выбранном объекте.
Но это требует времени. Наш ум с самого рождения потворствовал своей неуемной страсти к скитаниям. Если мы ждем, что он откажется от столь многолетней привычки за несколько минут или даже часов, то будем жестоко разочарованы.
Некоторые методы сосредоточения лучше всего подходят для специальных периодов практики, таких, например, как утренняя медитация или молитва. Другие можно встроить в обычные занятия повседневной жизни, и мы начнем именно с них.
Наш безумный ум отражает нашу безумную жизнь, в которой мы пытаемся все больше и больше приспосабливаться к каждому дню. Мы постоянно делаем несколько вещей одновременно. Мы одеваемся, слушая радио; готовим завтрак, планируя дневные дела; за завтраком мы читаем газету и смотрим телевизор. Мы слушаем радио, сидя за рулем по дороге на работу, а там одновременно говорим по телефону и составляем отчет. Наша жизнь кажется отрывочной, наш ум возбужден, кровяное давление повышено, и внимание остается сосредоточенным очень короткое время. Один из наиболее влиятельных христиан XX в. так охарактеризовал эту проблему:
Быстрота и натиск современной жизни представляют собой разновидность и, быть может, наиболее распространенную разновидность, присущего ей насилия. Позволять себе отвлекаться на множество противоречивых забот, соглашаться со слишком многими требованиями, посвящать себя слишком многим проектам, хотеть помогать всем и во всем – значит уступать насилию. Неистовство энергичного деятеля сводит на нет его или ее стремление к покою.
В то же время, мы можем вести такую жизнь, которая будет способствовать сосредоточению и спокойствию, а не безумию и раздробленности. Прекрасно начать с того, чтобы делать в каждый момент только одно дело и полностью уделять ему все свое внимание. Это очень бесхитростное упражнение, однако оно может оказывать впечатляющее действие. Один очень занятой врач, который потратил годы, живя в неистовом темпе, сообщал, как его поразили результаты, и назвал это упражнение одним из самых полезных, которые ему когда-либо приходилось делать.
Для начала, возьмите обязательство в течение определенного времени – быть может, на первый раз будет вполне достаточно одного дня – делать в каждый момент только что-то одно. В течение дня вы будете сосредоточивать свое внимание на каждом отдельном деле. Возможно, вы успеете сделать меньше обычного, но многие из этих несделанных дел, вероятно, в итоге окажутся совершенно неважными. Но то, что вы сделаете, вы будете делать более эффективно и получите от этого гораздо большее удовольствие.
Такой день может отличаться от обычного в следующем: когда вы проснетесь и встанете, не включайте радио или телевизор, пока не будете готовы уделить им все свое внимание. Принимая душ, без радио, сосредоточивайтесь на наслаждении ощущениями, которые вызывает вода, ласкающая ваше тело, а затем на бодрящих прикосновениях полотенца, когда вы вытираетесь. Душ может быть бездумным занятием, либо чувственным удовольствием, в зависимости от того, сколько внимания вы ему уделяете.
Занимаясь приготовлением завтрака, просто готовьте завтрак. За завтраком уделяйте ему все свое внимание. Выключите радио и телевизор, отложите газету. Просто наслаждайтесь едой, ее консистенцией, запахом, вкусом. Когда вы закончите есть – пожалуйста, читайте газету.
Говоря по телефону, дарите человеку на другом конце линии дар своего полного внимания. Когда кто-то с вами разговаривает, выключите телевизор или отложите свое чтение, и действительно слушайте. Если вы идете в ресторан, выбирайте тот, что потише, чтобы вы могли пощадить свой слух, наслаждаться едой, а если вы не одни – то и настоящей беседой.
К концу дня окажется, что вы, вероятно, меньше слушали радио, меньше смотрели телевизор, и, быть может, сделали на один – два телефонных звонка меньше, чем обычно. Но вы будете более чем вознаграждены за эти незначительные потери. Поскольку вы действительно осознанно делали каждое дело, вы, возможно, почувствуете себя менее взвинченным и разбитым, и день покажется вам более осмысленным и приятным. Когда вы обнаружите эти преимущества, вам, быть может, захочется распространить это упражнение на большую часть жизни, отказавшись от поверхностных отвлечений, чтобы сосредоточиваться на том, что представляется вам наиболее значительным и важным. Это основа «добровольной простоты» – жизни, менее загроможденной избытком дел и имущества, простой внешне, но богатой внутренне. Чтобы сопротивляться рассеивающим соблазнам современной жизни, нужна практика, но это с лихвой окупается преимуществами, которые она дает.
В дополнение к тому, чтобы в каждый момент делать только что-то одно, можно уделять особое внимание отдельным видам деятельности, например, открыванию двери, ответу на телефонный звонок, или управлению автомобилем. Решая использовать эти действия для духовного пробуждения, вы превращаете, казалось бы, незначительные повседневные дела в священные ритуалы, предназначенные для развития спокойствия и сосредоточения.
Для начала выберите какое-либо действие, скажем, открывание двери, и возьмите на себя обязательство в течение определенного времени, например, одного дня, выполнять его как можно более осознанно. Таким образом, в течение дня вы больше не будете просто распахивать двери и бездумно проходить через них. Вместо этого, вы могли бы останавливаться перед каждой из них на мгновенье, достаточное, чтобы сделать глубокий вздох. Осторожно протяните руку к дверной ручке, почувствуйте, как она касается вашей ладони, поверните ее, и спокойно откройте дверь. Затем пройдите через нее и спокойно закройте дверь за собой. Ценой незначащей потери нескольких секунд вы успокоились, сосредоточили свое внимание на текущем моменте, и превратили бездумную формальность в продуманный священный ритуал.
Точно так же и с автомобилем: вместо того, чтобы запрыгивать на сиденье и с ревом срываться с места под вопли радио, попробуйте поступать иначе. Выйдите на несколько минут раньше, чтобы вам не приходилось спешить. Усядьтесь за руль и сделайте три медленных, глубоких вздоха. Напомните себе, что вы хотите использовать эту поездку как часть вашей духовной практики. Затем поезжайте спокойно и внимательно, наслаждаясь ситуацией и знанием, что поездка способствует вашему пробуждению. Многие люди сообщают, что когда они ведут подобным образом, их езда становится более спокойной, приятной, и безопасной.
В результате таких упражнений очень скоро становится ясно, что любое обычное дело можно превратить в священный ритуал и момент пробуждения. Как подчеркивает иудейская мудрость: «Любое обычное деяние, если к нему относиться с благоговением, ведет к Богу».
Те, кто посвящают свои действия пробуждению к моменту настоящего, могут обратиться к словам Брата Лоуренса – простого французского монаха XVII в., чьи писания об использовании повседневных дел в качестве духовной практики вдохновили миллионы читателей. Нам очень мало известно о его жизни, за исключением того, что он поступил в монастырь после того, как провел годы на военной службе в пехоте. Он писал, что был «увальнем, который вечно все ломал», и его начальники, судя по всему, были согласны с этой оценкой. Неуклюжий и с виду бесталанный он был отправлен на монастырскую кухню мыть котлы и жаровни.
Но Брат Лоуренс не считал свою работу отвлечением от духовной жизни, чем-то, что нужно побыстрее закончить, чтобы можно было продолжать молиться. Вместо этого, он решил использовать мытье посуды и всякое другое дело как возможность вспоминать о Боге, и постоянно возвращал к этому свое внимание.
Ради любви [к Богу], я отвергал все, что не было Им…, посвящая свой ум только Ему, и вспоминая об этом всякий раз, когда обнаруживал, что отвлекся от Него… Я продолжал эту практику не смотря на все трудности, с которыми сталкивался, не расстраиваясь и не беспокоясь, когда я непроизвольно отвлекался. Я занимался этой практикой в течение дня не меньше, чем во время, специально отведенное для молитвы
Через несколько лет результаты его практики стали настолько заметными, что даже настоятель монастыря обращался к нему за советом, и Брат Лоуренс мог высказать замечательное утверждение:
Для меня время работы не отличается от времени молитвы,
и в шуме и суматохе моей кухни, где несколько человек
одновременно требуют разных вещей,
Бог пребывает во мне как великая безмятежность,
как будто я преклоняю колена в святом таинстве.
Обычный день полон многочисленных досадных помех и минутных раздражений. Мы заняты беседой, когда вдруг звонит телефон, наслаждаемся хорошей книгой, когда начинает плакать ребенок, поглощены работой над проектом, когда вмешивается начальник. Часто мы реагируем на это автоматически и лишь наполовину осознанно, вероятнее всего, вспышкой раздражения или беспокойства, и относимся к помехе просто как к отвлекающему фактору.
Однако помехи можно использовать и как пробуждающие сигналы. Если вы потратите мгновение, чтобы расслабиться и освободиться от всякого раздражения, когда ребенок начинает плакать, это даст вам возможность успокоиться и подействовать на него успокаивающе. Если вы позволите телефону позвонить чуть дольше, пока вы сделаете глубокий вздох, то сможете собраться и уделить полное внимание разговору.
Тхи Нхат Хан – вьетнамский монах, который был выдвинут на соискание Нобелевской премии за свои выдающиеся достижения в борьбе за мир. В его Центре в Париже сотрудники делают два вздоха, прежде чем поднять телефонную трубку. Когда вы звоните в Центр, сначала следует небольшая пауза, а затем вы говорите с кем-то, кто предлагает вам свое полное внимание и спокойное, ясное осознание.
Для этого упражнения выберите одну или две обычных помехи и промежуток времени – быть может, день или неделю – в течение которого вы будете использовать их в качестве пробуждающих сигналов. Решите для себя, как вы будете реагировать на каждый из этих сигналов. Если вы выберете телефон в качестве своего духовного будильника, то, быть может, решите, подобно людям из монастыря Тхи Нхат Хана, делать глубокий вздох, прежде чем ответить на звонок. Я считаю полезным прикреплять к телефону маленькую записку самому себе, чтобы она служила напоминанием. Я до сих пор нередко бездумно снимаю трубку, как только зазвонит телефон, но порой я замечаю записку и вспоминаю, что сначала нужно потратить мгновение на то, чтобы успокоиться. Поработав какое-то время с тем или иным пробуждающим сигналом, вы, возможно, захотите его сменить или, что лучше, добавить к нему еще один.
Многие традиции утверждают, что дыхание тесно связано с нашим духом и жизненной силой. Сосредоточение внимания на дыхании – это, пожалуй, наиболее распространенное во всем мире созерцательное упражнение и главный элемент йоги. Некоторые их этих медитаций столь восхитительно просты и легки в исполнении, что ими можно заниматься почти в любое время.
Прямо сейчас сосредоточьте свое внимание на дыхании. Сделайте три долгих, неторопливых вздоха, вдыхая медленно и глубоко, и затем, расслабляясь и освобождаясь, когда воздух выходит наружу. Почувствовали себя лучше? Думаю, что да!
Добавление нескольких простых слов, похожих на те, что предлагает Тхи Нхат Хан (см. ниже), позволяет сделать этот опыт еще более приятным и расслабляющим. Попробуйте прямо сейчас сделать несколько вздохов, думая про себя с каждым из них:
Вдыхая, я улыбаюсь,
выдыхая, я расслабляюсь.
Это чудесное мгновенье.
Или, быть может, вам больше понравится вариант, когда вы сопровождаете каждый вдох и выдох одной из следующих строк:
Вдох, выдох,
медленно, глубоко,
улыбка, освобождение.
Конечно, вы можете предпочесть и другие слова. Удовольствие от таких простых медитаций отчасти связано с экспериментированием, с целью найти, что лучше всего подходит именно для вас. Даже спустя годы практики я не перестаю удивляться тому, сколь полезными могут быть несколько осознанных вздохов.
Если вы запланируете несколько коротких дыхательных медитаций в течение дня, это может полностью преобразить его. Их можно выполнять через равные промежутки времени, либо приурочить к трудным или переходным моментам. Несколько вдумчивых вздохов перед тем, как дети вернутся из школы или перед беседой с начальником могут помочь вам сохранять душевное равновесие. Точно так же, несколько успокаивающих вздохов могут оказаться прекрасным способом начинать каждый новый час. Всего за одну – две минуты вы можете избавиться от напряжений, накопившихся за прошедший час, и войти в следующий с ясным и свежим умом. Лично я нахожу, что даже пара минут такой медитации в каждый час позволяет мне воспринимать весь день совершенно по другому.
Что касается внутренних факторов, то я не представляю себе
другого, столь же полезного, как соответствующее внимание.
Будда
Предыдущие два упражнения были короткими медитациями, на которые уходят считанные секунды – они прекрасно освежают и помогают справиться со стрессом. Однако, для сосредоточения полезна более длительная практика, и эти упражнения хорошо дополняет следующее, которое представляет собой одну из наиболее распространенных разновидностей медитации. Это одно из трех упоминавшихся мной упражнений, при выполнении которых обычно требуется не менее нескольких недель практики, чтобы достичь заметного прогресса. Однако всякому полезно попробовать эту медитацию по крайней мере один раз.
Для начала найдите тихое удобное место, где вас какое-то время никто не потревожит. Полезно заранее решить, как долго вы будете медитировать. Для первого раза будет вполне достаточно десяти – двадцати минут.
Обратите внимание на свои тело и позу. Нужно сидеть с выпрямленной спиной и поднятой головой. Если вы сидите в кресле, быть может, вам будет удобнее положить снизу за спину подушку – это ослабит напряжение мышц в этой части тела и позволит вам держаться прямо. Распрямив спину, обратите внимание на все остальное тело. Просто расслабьтесь, насколько сможете.
Сделайте несколько медленных, глубоких вздохов, чтобы помочь процессу расслабления. При этом заметьте, что на вдохе вы активно втягивает в себя воздух, однако, для того, чтобы выдохнуть и выпустить воздух наружу вам нужно всего лишь расслабиться. С каждым вздохом вы просто освобождаетесь от всякого напряжения и все более расслабляетесь.
Теперь обратите свое внимание на сам опыт дыхания. Заметьте, что два самых заметных ощущения вы, вероятно, испытывает в ноздрях, где входит и выходит воздух, и в животе, где вы можете чувствовать поднятие и опускание брюшной стенки. Выберите одну из этих областей и полностью уделяйте ей все свое внимание. Следите за тем, как ощущения дыхания перемещаются и изменяются, когда воздух движется внутрь и наружу, а затем останавливается во время краткой паузы перед началом следующего цикла.
Рано или поздно, вы внезапно очнетесь, слегка задохнувшись от неожиданности, когда поймете, что погрузились в мысли или фантазии, совершенно забыв о дыхании или даже о том, что вы медитировали. Это естественное явление, которое служит еще одним напоминанием о том, как сильно наш неподготовленный ум отклоняется от реальности. Бороться с этим очень просто. Нужно всего лишь спокойно и ласково возвращать свое внимание к ощущениям дыхания. Вы будете впадать в фантазии сотни раз – задача лишь в том, чтобы пробуждаться на один раз больше.
В этом суть упражнения: ум блуждает бессознательно, а вы возвращаете его осознанно. Не осуждайте себя или ум за его склонность к блужданию. Лучше обращайтесь с ним и с самим собой с мягкой любовью и уважением, и продолжайте возвращаться вниманием к дыханию.
Это все, что от вас требуется. Вы не должны бороться или сражаться с умом; вам не следует беспокоиться о том, насколько хорошо у вас получается. Просто расслабьтесь, позвольте вниманию остановиться на ощущениях дыхания, а когда оно начинает блуждать, возвращайте его назад. Медитация – это процесс установления дружеских отношений с собственным умом. Согласно Ауробиндо, весь секрет в том, чтобы:
Пробовать снова и снова, терпеливо, настойчиво,
и, главное, не совершать ошибки, пытаясь в уме бороться с умом.
В конце сеанса спокойно откройте глаза и оглядитесь вокруг. Быть может, вы заметите, что видите все немного яснее, и цвета кажутся вам немного более яркими. Постарайтесь не вскакивать с кресла, спеша вернуться к обычным делам. Вставайте медленно и, прежде всего, подумайте, не можете ли вы привнести новообретенные ясность и спокойствие в свои деятельность и взаимодействие с другими людьми.
После того, как вы проделаете предыдущее упражнение несколько раз, вам, возможно, покажутся интересными следующие два варианта.
Вообразите себя только что родившимся младенцем. Выйдя из чрева матери вы готовы сделать свой первый вздох. Каждый вздох для вас – это новый живительный опыт. Не спешите, и насладитесь им в полной мере.
Теперь представьте себе, что ваша жизнь подошла к концу. Вы умираете, и любой ваш вздох – вот этот вздох прямо сейчас – может оказаться последним. Уделите ему все ваше внимание и используйте его, чтобы расслабиться, не цепляться за жизнь, и освободиться от всякого страха или тревоги. С каждым вздохом просто освобождайтесь.
Это превосходное общее упражнение и, кроме того, прекрасная практика для смерти. Все мы когда-нибудь сделаем свой последний вздох, и спокойствие и устойчивость ума, приобретенные в результате подобной медитации, будут одним из факторов, от которых зависит, насколько легко и умиротворенно мы умираем.
Медитация на священных звуках чрезвычайно популярна во всем мире. В таких традициях, как иудаизм, христианство, и индуизм, этим звуком может быть священный стих или имя Бога, и медитация, таким образом, сливается с молитвой. Как вскоре будет ясно, имя Бога может оказывать удивительно мощное пробуждающее действие.
Вздох без повторения имени Божьего
потрачен впустую
Кабир, суфийский мистик XVI в.
Возможно, прежде чем приступить к этому упражнению, вам захочется заранее решить, как долго вы будете его делать. Я думаю, для первого раза вам вполне хватит десяти или пятнадцати минут. Если вы будете регулярно заниматься этой медитацией на протяжении дней или недель, то сможете постепенно увеличивать продолжительность сеансов как вам будет удобно. Некоторым людям нравится устанавливать будильник; другие предпочитают помещать часы на видное место, где они могут легко их заметить, открыв глаза.
Начните, к и в случае продолжительного сосредоточения на дыхании, удобно усевшись с прямой спиной. Расслабьте все остальное тело. Затем начинайте тихонько повторять ваше любимое имя Бога, например, Боже, Господи, Аллах, Отец, Матерь Божья, Шива, и т.д. Сперва вы, наверное, будете произносить имя шепотом, однако вскоре вам может захотеться повторять его только в уме.
Не нужно напрягаться или стараться, чтобы что-то происходило. Все что вам нужно – это просто медленно и спокойно повторять имя снова и снова, предоставив ему оказывать на вас свое действие. В свое время вы откроете для себя, что «Имя Божье не может быть ни услышано без ответа, ни произнесено без отклика в уме, призывающего вас к вспоминанию» Как заявлял Рамакришна на основании своего непосредственного опыта практики нескольких религий, «всякое откровенное Имя Единственной Реальности обладает непреодолимой освящающей силой».
В современном христианском учении содержится такое изящное описание этого вида медитации:
Медленно повторяйте Имя Божье снова и снова. Забудьте все имена, кроме Его Имени. Не слушайте ничего другого. Пусть все ваши мысли сосредоточатся на Этом… И тогда Имя Божье становится нашей единственной мыслью, единственным словом, единственным, что занимает наш ум, нашим единственным желанием, единственным звуком, имеющим какой-то смысл, и единственным Именем всего, что мы хотим видеть…. Сидите молча и позвольте Его Имени стать всеобъемлющей идеей, полностью овладевшей вашим умом…. Обратитесь к Имени Божьему за своим освобождением, и оно будет вам дано.
Обычно мы думаем о молитве, как о мольбе к Богу или диалоге с Ним. Однако, созерцательная молитва происходит по-иному. В ней молящийся сосредоточивается на повторении духовно значимого слова, сочетания слов, или целого предложения. Можно использовать почти любую фразу, при условии, что она имеет духовный смысл и вызывает положительные чувства у вас в уме и в сердце. Некоторые люди предпочитают такие слова, как любовь, мир, или благодать; другие выбирают для этого строку из священного текста. В истории христианства самой популярной была Иисусова Молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Техника созерцательной молитвы почти идентична медитации на имени Бога. Просто снова и снова, мягко и спокойно повторяйте выбранную фразу либо тихонько вслух, либо молча в уме. Как и при любой другой медитации, здесь не нужно напрягаться или бороться. Нужно лишь все время возвращать внимание к фразе, и позволить молитве оказывать свое действие на ваши ум и сердце.
Как и вообще при медитации, переживаемый опыт может быть очень разным. В качестве одной крайности, вы можете столкнуться с наплывом болезненных воспоминаний и не нашедших разрешения эмоций, в качестве другой – с периодами глубокого спокойствия и безмятежности.
И те, и другие переживания чрезвычайно ценны. Высвобождающиеся старые конфликты, которые долгое время сохранялись во тьме бессознательного, попадают под целительный свет осознания. То, что вы продолжаете повторять священный звук, не поддаваясь беспокойству об этих конфликтах, создает наилучшие условия для их исцеления.
Временами ум может становиться настолько спокойным и безмятежным, что все мысли, включая священный звук, полностью прекращаются. В таких случаях у вас есть выбор: вы можете приложить легкое усилие воли и спокойно вновь начать повторение звука, чтобы оно не прекращалось в течение всего периода практики. Такой метод используется при некоторых видах медитации на мантрах, и в практике Иисусовой Молитвы. Или же, как при Трансцендентальной Медитации (ТМ) или Христианской Центрирующей Молитве, вы можете вообще не делать никаких усилий и просто пребывать в безмолвии. Это безмолвие ума раскрывает глубокий опыт священного, лежащего за пределами мыслей и образов; в ТМ такой опыт называют «трансцендентальным сознанием», а практикующие Центрирующую Молитву описывают его как «присутствие Бога».
Чрезвычайно ценно каждый день выделять какое-то время, предназначенное исключительно для медитации или молитвы. Будучи освобожден от забот и отвлекающих влияний, ум может успокаиваться, отрываться от повседневных дел, и уделять все свое внимание тому, что действительно важно.
Сколь продолжительными должны быть эти периоды созерцания, и насколько часто их следует проводить? В общем, чем больше, тем лучше. Однако, более целесообразно начинать с небольшой программы, с которой вы сможете справиться, чем строить грандиозные планы, обреченные на скорый провал. Для начала вполне разумно поставить себе цель посвящать практике от десяти до двадцати минут пять дней в неделю. Со временем вы, при желании, можете постепенно увеличивать это количество. Важнее всего сделать эти сеансы частью заведенного распорядка дня. Многие люди считают наиболее подходящим временем для них ранее утро. Тогда ум может быть более спокойным и восприимчивым, и медитация и молитва способны задавать тон на весь день.
Самое важное – найти, что вам лучше всего подходит, и держаться этого. Как и при любой духовной практике, полезно обсуждать свой опыт с мудрым другом или учителем, которые могли бы направлять вас в вашем путешествии в глубины ума.
Созерцание и медитация – это навыки, и так же, как с любыми навыками, для овладения ими требуется время. У большинства людей благотворные эффекты развиваются медленно, но нарастают со временем. Возможно, что первые дни или недели практики не покажутся вам ни глубокими, ни вознаграждающими, и поэтому, приступая к ней полезно взять на себя обязательство продолжать заниматься в течение определенного времени, скажем, по меньшей мере, месяца. Это послужит гарантией того, что у медитации будет необходимое время, чтобы повлиять на вас, а у вас, – чтобы ощутить некоторые из ее преимуществ.
Это похоже на обучение игре на музыкальном инструменте. Сперва вам приходится учиться извлекать отдельные ноты, что отнюдь не доставляет большого удовольствия. Только спустя несколько недель вы начинаете соединять ноты в более или менее узнаваемую мелодию. Но со временем мелодии становятся более благозвучными, и игра на инструменте становится удовольствием, – хочется надеяться, не только для вас, но и для тех, кто вас слушают.
Так и с созерцанием -- со временем приятные эффекты возрастают, пока, в конце концов, ваша практика – будь то медитация, или молитва – не становится источником наслаждения для вас и для тех, с кем вы соприкасаетесь в своей жизни.
Когда, благодаря практике йоги, ум прекращает свое неугомонное движение
и становится спокойным, тогда постигаешь Атман (Самость),
и полностью удовлетворяешься ею.
Тогда познаешь то бесконечное счастье, которое можно понять чистым сердцем,
но невозможно ухватить чувствами.
Бхагавад Гита
По мере углубления духовной практики, сосредоточение и спокойствие возрастают. Они приносят столь невыразимый и абсолютный покой, что Будда называл его высочайшей формой счастья. Христиане описывают его как «Божественный покой, превосходящий всякое понимание». Этот покой – врата к божественному; когда ум сосредоточен и невозмутим, он легко открывается своему Источнику.
Это было одно из самых ранних и наиболее важных духовных открытий человечества – безмятежный, сосредоточенный ум готов к пробуждению. Древнейший индийский религиозный текст – Ригведа – был составлен более трех тысячелетий назад, и наиболее почитаемый из входящих в него многих тысяч стихов гласит просто:
Да успокоим мы наши умы
Во славе Божественной Истины
Успокоение ума составляет суть йоги. Дисциплина йоги, занимающая центральное место в индийской религиозной традиции, сочетает этику и медитацию с управлением телом, дыханием и умом. В первых строках классического текста йоги провозглашается: «Йога – это успокоение ума в безмолвии». Точно так же, Бхагавад Гита говорит:
достигшие безмятежности
посредством практики духовных дисциплин,
созерцают его (Бога) в собственном сознании.
Это же открытие совершили и западные религии. Иудейская Тора убеждает: «Будьте спокойны и знайте, что Я есьмь Бог», в то время как христианские созерцатели заявляют, что «путь, ведущий на небеса – это путь совершенного спокойствия».
По мере того, как способность к сосредоточению становится более зрелой, возможность уделять внимание и заботу каждому моменту становится все более устойчивой и постоянной. В конце концов, она достигает апогея в постоянной непрерывной практике, где каждый момент и каждое действие превращаются в средства пробуждения. Такая беспрерывная практика – одна из высочайших целей всех великих религий. «Будьте постоянны в молитве» – наставляет Коран, а христианин Св. Павел и индуистский мудрец Рамакришна в один голос призывают нас «молиться, не переставая». Рамакришна писал:
Совершенно необходимо молиться, не переставая, чтобы достичь состояния, в котором святая весть… глубоко усваивается с каждым вздохом, с каждой мыслью, с каждым восприятием.
На этом этапе сосредоточивающее внимание столь непрерывно, что практика перестает быть особой деятельностью, выполняемой в особые моменты, и теперь составляет часть любого дела в любое время. Ауробиндо говорит, что это искусство, посредством которого человек преобразует «весь акт жизни в непрерывную йогу». Согласно иудаизму, в результате этого всякий момент «наполнен осознанием Бога».
Прекрасный пример силы непрерывной молитвы дал простой русский крестьянин, живший около середины девятнадцатого столетия. Мы не знаем даже его имени – о нем известно очень мало, за исключением того, что это был набожный человек, который был поражен, услышав, как священник цитирует слова Св. Павла: «Молитесь, не переставая». Он несколько лет ломал себе голову над тем, как это можно делать, пока, после смерти своей жены, не покинул дом и не отправился странствовать в поисках учителя. После месяцев бесплодных поисков, скитаясь из города в город, он, наконец, встретил монаха, научившего его Иисусовой молитве, и посвятил ее практике всю оставшуюся жизнь. Годами он странствовал по сельской России, повторяя Иисусову Молитву в каждую минуту бодрствования, и, в конце концов, даже во сне. Воздействие на него этой непрерывной практики было столь мощным, что он стал неиссякаемым источником любви, а его слова вдохновляли многих людей, которым с тех пор доводилось их прочесть.
Я снова отправился в путь, непрерывно повторяя Иисусову молитву, которая для меня стала драгоценнее и слаще всего на свете. Бывали дни, когда я проходил по семьдесят верст или более, и ходьба даже не требовала от меня усилий. Одна лишь молитва наполняла мой ум. Когда было очень холодно, я молился более горячо и скоро ощущал тепло. Если меня грозил одолеть голод, я призывал имя Иисуса Христа с новым рвением, и вскоре голод забывался. Если я чувствовал недомогание, и мои спину и ноги раздирала боль, я отдавался молитве и скоро становился глух к боли. Если кто-то обижал меня, мне нужно было лишь вспомнить, сколь сладка Иисусова молитва, и любые боль и гнев исчезали… Мне было очень спокойно и часто даже снилось, что я читаю молитву… Я благодарил Бога! Ибо теперь я ясно понимал смысл когда-то услышанных мной слов апостола: «Молитесь непрестанно!»
Это вершина практики сосредоточения – практики, которая постепенно тренирует, обуздывает, и преобразует капризный и своенравный ум, делая его все более сосредоточенным, спокойным и ясным. В Индии развитие сосредоточения и его успокаивающее влияние на ум сравнивали с изменением реки от истока к устью:
В начале духовной практики ум кажется скачущим с камня на камень, ревущим и бурным водопадом, который невозможно сдержать или обуздать. В середине пути он подобен большой реке, медленной и спокойной, широкой и глубокой. В конце его границы, расширяясь, пропадают из виду, а глубина становится непостижимой, когда он вливается в океан – в котором и наша цель и наш Источник.
Сосредоточенный ум становится не только спокойным и широким, но и ясным. Как спокойная вода становится прозрачной и подобной зеркалу, так и спокойный, ясный ум точно отражает мир. Чжуан Цзы писал:
Когда вода спокойна, она подобна зеркалу…
И если вода вот так обретает прозрачность от спокойствия,
то насколько же больше это происходит со способностями ума?
Ум мудреца, пребывая в покое, становится зеркалом вселенной.
Спокойный ум служит чистым зеркалом, в котором мы можем видеть мир и самих себя. Теперь, когда нас меньше одолевают навязчивые потребности, меньше беспокоят болезненные эмоции, меньше тревожат моральные промахи, и меньше выводит из себя блуждающее внимание, мы можем начать пробуждать в себе божественное видение.
¯
Куда бы ты не взглянул,
Лик Божий повсюду
Коран
Домой | Психотехнологии | Семинары | Контакты | Дети | Фотоальбом | Книги | Ссылки